Среди иностранных студентов, которые учатся в российских вузах, 77% обучающихся положительно отзываются о российском образовании и готовы рекомендовать его за рубежом – к такому выводу пришли эксперты компании Ромир по результатам социологического исследования, проведенного по заказу «Корпоративной Академии «Росатома» при участии цифровой платформы Russia.Study. По итогам 2019 года индекс лояльности иностранных студентов российскому образованию сохранился на уровне 2017 года и составил 17%, что определяется экспертами как «средний».
Доступное образование мирового уровня
Основными причинами, по которым иностранные студенты советуют учиться в России, остаются качество, престиж и доступность российского образования. Среди прочих преимуществ студенты также называют профессиональные перспективы, которые открывает диплом российского университета, и возможность познакомиться с интересной культурой.
В свою очередь, резкую критику со стороны иностранных обучающихся вызывают плохие условия проживания в российских общежитиях. К другим недостаткам респонденты отнесли риск столкнуться с проявлением ксенофобии со стороны незнакомых людей, а также языковой барьер, вызванный тем, что в России, по словам студентов, мало людей, которые говорят на английском языке.
Удовлетворительные условия обучения
При этом общий уровень удовлетворенности иностранных студентов условиями обучения в России значительно не изменился по сравнению с 2017 годом и составил 77% («средний»).
«Медленный рост этого показателя не сказывается на спросе на российское образование в мире: он продолжает увеличиваться. Только в прошлом году количество заявок на обучение от иностранных граждан на портале Russia.Study выросло на 20% по сравнению с 2018 годом и составило 115 тысяч, – пояснил исполнительный директор Russia.Study Антон Кобзарев. – Тем не менее, это повод задуматься о том, как сделать процесс поступления и обучения более комфортным для студентов, обращая внимание на слабые места, которые выявляются в ходе подобных социологических исследований».
Оценка общего уровня удовлетворенности сложилась из оценки трех составляющих: «образовательного процесса», «сервисного обслуживания» и «поступления на обучения».
Чем больше всего довольны иностранные студенты?
По сравнению с 2017 годом, положительные изменения произошли в оценке качества образовательного процесса. Показатель удовлетворенности иностранных студентов по этому параметру вырос на три процентных пункта до 80% («хороший»). Важными критериями в оценке образовательного процесса стали квалификация преподавателей, возможности последующего трудоустройства, материальная оснащенность лабораторных классов, сбалансированное соотношение теоретических и практических занятий.
Социокультурная адаптация в вузах
Наибольшее недовольство студентов, как и два года назад, вызывает качество сервисного обслуживания в вузах. Студенты признаются, что хотели бы получать от университетов больше помощи в решении миграционных вопросов, медицинском сопровождении, содействии при трудоустройстве. Также они обращают внимание на недостаток психологической поддержки со стороны сотрудников вузов.
Результаты исследования демонстрируют, что вузы знают о проблеме в области сервисного обслуживания и работают над ее решением: показатель удовлетворенности сервисным обслуживанием вырос с 68% («плохой») в 2017 году до 73% («вызывающий беспокойство») в 2019 году. Тем не менее, в сфере внеучебной деятельности, которая, наряду с сервисным обслуживанием, является частью программы социокультурной адаптации иностранных студентов, вузам следует задуматься об организационных изменениях, считают эксперты: пока уровень удовлетворенности внеучебной деятельностью, напротив, снизился на шесть процентных пунктов и составил 76% («средний»).
Удобный процесс поступления
Студентов устраивает то, как организован процесс поступления в российские вузы: уровень удовлетворенности по этому параметру составил 78% («средний»). В частности, респонденты высоко оценили возможность подать заявку на обучение онлайн через портал Russia.Study и затем отслеживать ее статус на всех этапах поступления. Значительную роль в положительной оценке удобства процесса поступления сыграли и такие факторы, как доступность полного перечня вступительных испытаний и необходимых для поступления документов, а также порядок и простота их оформления. К критичным недостаткам опрошенные отнесли отсутствие со стороны вузов списка инструкций по прибытии в Россию и своевременной информации о датах прибытия, невозможность оперативной коммуникации с представителями университетов и долгий процесс заселения в общежития.
Запрос на изменения
«За два года, прошедшие после первого мониторинга, мы вложили много ресурсов в улучшение условий поступления и обучения иностранных студентов в российских вузах, и, как показало новое исследование, в некоторых аспектах нам удалось добиться положительных изменений, – подчеркнула руководитель группы группы по экспорту образовательных программ Корпоративной Академии Росатома Елена Косарева. – Однако мы также видим, что оценки других параметров, например, по социокультурной адаптации, остались на прежнем уровне. Для нас это – вызов, и, конечно, мы не оставим без внимания такой запрос со стороны иностранных студентов», – подытожила она.
В ходе мониторинга были опрошены 322 иностранных студента, которые на момент исследования проходили обучение в российских вузах-участниках «Консорциума опорных вузов Госкорпорации «Росатом» (в Консорциум входит 18 вузов). Госкорпорация «Росатом» ежегодно содействует в приеме и отборе на обучение в российских вузах иностранных граждан из стран-партнеров. Сегодня более 1700 иностранных студентов проходят обучение в консорциуме опорных вузов Росатома по атомным и смежным специальностям.
Источник: портал Russia.study
Ссылка на ресурс: https://russia.study/ru/event/foreign-students-recommend-studying-in-Russia